Самостоятельная замена жидкости в тормозной системе автомобиля

Click to rate this post!
[Total: 1 Average: 5]

Состояние рабочей тормозной системы непосредственным образом влияет на безопасность движения. Эксплуатация автомобиля, имеющего даже на первый взгляд, незначительные неполадки в тормозной системе (прорыв мембраны вакуумного усилителя, писк при торможении при износе тормозных накладок) недопустима.

Практически на всех моделях легковых автомобилей используется гидравлический привод тормозов, когда усилие от педали передается через специальную жидкость к тормозным механизмам.

Замена жидкости в тормозной системе автомобиля

Как часто нужно менять жидкость в тормозной системе?

Как рекомендует большинство фирм-изготовителей, тормозная жидкость подлежит замене при достижении 50 000 км пробега. Учитывая напряженные условия эксплуатации при экстремальных температурах, частых торможениях в городских условиях, в том числе и на затяжных спусках, тормозную жидкость следует менять не реже одного раза в два года.

В каких случаях необходимо менять тормозную жидкость?

Жидкость также необходимо менять:

  • после консервации или длительной (свыше трех месяцев) стоянки
  • при любом ремонте или замене деталей главного тормозного цилиндра (ГТЦ).
  • Тормозную жидкость желательно заменять при характерных неисправностях, при которых наблюдается нарушение герметичности тормозной системы, утечка или загрязнение тормозной жидкости частицами грязи, металла или резины
  • Если имеет место тугое хождение педали тормоза, обусловленное заклиниванием поршня главного тормозного цилиндра, жидкость также подлежит обязательной замене
  • При засорении контуров и других узлов рабочей тормозной системы, а также при попадании влаги (конденсата) или других посторонних жидкостей в гидропривод рабочей тормозной системы.
  • Также, жидкость следует заменить, если неизвестны сроки ее предыдущей замены, либо жидкость имеет темный цвет.

Диагностика

Пошаговая инструкция:

  1. Автомобиль устанавливается на подъемник или смотровую яму.
  2. После чего все детали тормозной системы – контуры, барабаны (если тормозная система барабанная), суппорты, шланги и сливные штуцеры очищаются от грязи. Обратите внимание: Полезно установить автомобиль на домкраты, снять колеса и проверить состояние барабанов, тормозных колодок, если тормозная система барабанного типа, либо проверить состояние дисков и рабочую поверхность накладок, включая их толщину, сравнив ее с рекомендованной толщиной.
  3. Рабочая поверхность тормозных колодок и накладок должна быть сухой и чистой, без следов замасливания.
  4. Тормозные диски и барабаны должны быть без задиров, трещин, следов деформации и попадания жидкости. Если имеются следы износа, диски и барабаны следует тщательно промерить штангенциркулем. Если они предельно изношены, их обязательно необходимо заменить. Желательна замена обеих дисков и барабанов на одной оси.
  5. Тормозные контуры должны быть без вмятин, царапин и следов утечки тормозной жидкости. Следы утечки очень легко заметить, поскольку тормозная жидкость плохо испаряется, оставляя маслянистый след с характерным запахом.
  6. Если в местах соединения видны следы маслянистой грязи, их следует затянуть специальным гаечным ключом, либо заменить.
  7. Утечка тормозной жидкостиВ местах соединения тормозных контуров с резиновыми шлангами, идущими к тормозным механизмам колес также необходима тщательная проверка на следы утечек.
  8. Если на шлангах имеются следы повреждений, трещин или порезов, необходима их обязательная замена новыми.
  9. Тормозные цилиндры колес также должны быть без следов утечки тормозной жидкости, а их поршни – свободно без заклинивания должны втягиваться внутрь корпуса.
  10. Все пружины и резиновые манжеты должны быть без следов трения или повреждений. Все другие механизмы (регулятор тормозных сил, сигнальное устройство, гидронасос, распределитель давления и т.д.) не должны иметь следов повреждения корпуса и утечки жидкости.
  11. Шток главного тормозного цилиндра должен сдвигаться свободно и без заеданий, а возвратная пружина должна обладать достаточной упругостью, чтобы возвращать его в исходное положение.
  12. Бачок, уплотнительные прокладки и манжеты должны быть целыми, без надрывов и трещин.
  13. Обязательно обратите внимание на место крепления ГТЦ к корпусу вакуумного усилителя.
  14. На некоторых автомобилях при неисправных манжетах, жидкость из главного тормозного цилиндра вытекает в полость вакуумного усилителя. При этом, утечка жидкости обнаруживается только по падению ее уровня в бачке.
Читайте так же  Как поменять масло в механической трансмиссии самому
Течёт тормозная жидкость

Процедура замены тормозной жидкости на автомобиле с тормозной системой без ABS

Вся процедура замены состоит в промывке и наполнении чистой тормозной жидкостью главного тормозного цилиндра с последующей прокачкой всех контуров тормозной системы.

  1. Лучше всего все работы по замене жидкости производить вдвоем.
    Внимание! Не рекомендуется использовать рожковые гаечные ключи во избежание повреждения граней гаек крепящих контуры и сливных штуцеров.Необходимо заранее приобрести специальный ключ 10-го типоразмера (а в некоторых моделях 8-го или 12-го), либо изготовить самостоятельно, выпилив одну из граней на накидном ключе подходящего типоразмера.
  2. Кроме этого понадобится тонкая трубка (подходит от капельницы) для слива жидкости через штуцеры на колесных тормозных цилиндрах. Штуцеры расположены на тормозных цилиндрах каждого колеса.
  3. Поочередно на каждом колесе откручивая их ключом, предварительно надев трубку на штуцер, опустив другой конец трубки в емкость с тормозной жидкостью, в то время как помощник несколько раз до упора нажимает на педаль тормоза и доливает в бачок новую тормозную жидкость, осуществляем промывку тормозной системы.
  4. Как только тормозная система заполнится свежей жидкостью, необходимо удалить из нее воздух.
  5. Для этого помощник снова несколько раз до упора нажимает на тормозную педаль, а затем удерживает ее в нажатом положении. Это необходимо для создания давления в тормозной системе и удаления из жидкости пузырьков воздуха.
  6. После того, как помощник держит педаль нажатой, снова поочередно откручиваем тормозные штуцеры на каждом из колес.
  7. Порядок прокачки тормозовПрокачку следует начинать с самого дальнего контура относительно главного тормозного цилиндра. В автомобилях с левым расположением рулевого колеса самый дальний тормозной контур расположен на заднем правом колесе. На автомобилях с правым расположением рулевого колеса прокачка контуров начинается с заднего правого колеса. Далее, прокачка осуществляется по схеме «крест накрест», т.е. следующим будет переднее колесо, находящееся на противоположной стороне.
  8. Иными словами, на автомобиле, у которого руль находится слева, сначала прокачиваем заднее правое, потом переднее левое колесо. Затем – заднее левое и переднее правое. При этом, обязательно нужно следить за уровнем жидкости в бачке ГТЦ, периодически доливая ее по мере необходимости.
  9. Процедуру прокачки повторяем до тех пор, пока из ослабленного штуцера не станет течь чистая тормозная жидкость без мельчайших пузырьков воздуха.
  10. После прокачки штуцер следует затянуть. При этом, помощник продолжает удерживать педаль тормоза. Обратите внимание на то, чтобы шланг был плотно надет на штуцер.
  11. Подсос воздуха через шланг или отпускание педали тормоза при открученном сливном штуцере недопустимо. Нельзя допускать полного ухода жидкости из бачка главного тормозного цилиндра. В противном случае все придется делать заново.
  12. Далее, следует удалить воздух из главного тормозного цилиндра. Для этого помощник снова нажимает и удерживает педаль тормоза. В это время, необходимо поочередно откручивая контуры от ГТЦ, добиться выхода воздуха. Как только начинает течь жидкость, крепление контура снова следует затянуть.
  13. После прокачки желательно проверить работу тормозной системы на стенде или при помощи манометров. Допустимо проверить работу тормозной системы на ровном участке, где отсутствует возможность внезапного появления транспортных средств и людей. Автомобиль разгоняется до 20 км/ч, после чего останавливается резким нажатием на педаль тормоза. При этом, помощник наблюдает, все ли колеса одновременно блокируются. Если автомобиль тормозит неравномерно, наблюдается его занос, увод в сторону, процедуру прокачки необходимо повторить, либо накачать шины до необходимого давления или заменить неисправные детали тормозной системы.
Читайте так же  Прокачиваем тормоза с АБС: Схемы и варианты прокачки

В некоторых моделях автомобилей после прокачки тормозов может гореть контрольная лампа аварийного состояния тормозной системы. Это обусловлено смещением цилиндров на сигнальном устройстве, либо на регуляторе тормозных сил задней оси. Для этого помощник снова нажимает и удерживает тормозную педаль, в то время как вы, поочередно ослабляя крепления контуров на сигнальном устройстве или регуляторе тормозных сил, добиваетесь уравнивания давления в контурах. При этом, контрольная лампа на приборной панели должна погаснуть.

Особенности процедуры замены тормозной жидкости на автомобиле, оборудованном антиблокировочной тормозной системой (ABS)

На сегодняшний день даже самые бюджетные модели автомобилей, выпускаемых в последние годы оборудованы антиблокировочной системой тормозов (Anti-block Braking System). Такая система не позволяет колесам полностью блокироваться при торможении. Ее принцип основан на цикличном нагнетании и сбросе давления в колесных тормозных контурах. Сама система состоит из ЭБУ – электронного блока управления, модулятора давления с управляющими клапанами и датчиков вращения колес. Принцип работы состоит в том, что на основании электрических сигналов, поступающих от каждого колеса, ЭБУ осуществляет изменение давления в тормозных контурах посредством открытия или закрытия клапанов.

Прежде чем начать все работы по замене тормозной жидкости, необходимо понимать принципы работы системы АБС, а также иметь необходимые слесарные навыки. Самостоятельная замена жидкости без специализированных приборов возможна лишь на автомобилях, оборудованных системой АБС первого поколения, в которой гидронасос и клапаны и модулятор давления конструктивно выполнены в одном корпусе. В других случаях, когда система ABS работает с другими системами стабилизации, например ESP, процедуру замены следует выполнять на специальном диагностическом стенде или в специализированном сервисном центре.

Сама процедура по замене жидкости и удалению воздуха из тормозной системы выполняется аналогичным образом, как и на автомобиле, не оборудованном системой АБС, но с некоторыми дополнениями и отличиями:

  1. Все работы следует выполнять вдвоем. Перед заменой жидкости, желательно прочитать инструкцию или специализированную литературу по вашей модели автомобиля.
  2. Сначала необходимо найти на щитке предохранитель, отвечающий питание электроники ABS, после чего извлечь его, тем самым отключив систему.
  3. После того как система заполнена свежей тормозной жидкостью, все ее контуры также нуждаются в прокачке.
  4. Схема прокачки контуров тормозной системы, оборудованной ABS отличается от обычной.
  5. Сначала прокачиваются контуры передних колес, затем – контуры задних. На автомобиле с левым расположением рулевого колеса прокачка контуров начинается с правого переднего колеса.
  6. По мере ухода жидкости из бачка, ее следует доливать до рекомендуемой отметки. После того, как педаль стала упругой, а ее ход уменьшился до 30% от полного нажатия, предохранитель следует установить на место, запустить двигатель, нажав до упора и удерживая педаль тормоза.
  7. При этом сигнальная лампочка ABS на приборной панели должна погаснуть. После этого необходимо совершить пробный заезд, нажимая и удерживая ногу на тормозной педали. При этом, нога должна ощущать пульсации от работы антиблокировочной системы.
Читайте так же  Шумоизоляция автомобиля КИА Спортейдж: отчет автосервиса

Перед выполнением всех работ обязательно произведите осмотр всех элементов тормозной системы и их соединений. При необходимости, очистите от грязи, устраните имеющуюся течь и замените изношенные или неисправные детали.

Читайте также: