Самостоятельная замена охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя

[Всего:    Средний:  /5]

Как часто нужно менять охлаждающую жидкость?

Обычно, замена охлаждающей жидкости рекомендуется заводом-изготовителем с периодичностью в 45 000 километров пробега.

Более тридцати лет назад вопрос о периодичности замены воды в системе охлаждения практическим не возникал ни у одного автомобилиста. Все знали, чем может обернуться беспечность, если оставить воду в радиаторе в зимнюю ночь. Сегодня, когда применяются современные охлаждающие жидкости, по своим физико-химическим свойствам не уступающие обычной воде, вопрос о их ежевечернем сливе из системы охлаждения при постановке автомобиля на уличную стоянку или в холодный гараж не встает даже в самых суровых зимних условиях.

И все благодаря тому, что антифризы не расширяются и не кристаллизуются при охлаждении, а напротив, становятся еще более текучими. По своей теплоемкости и теплопроводности все охлаждающие жидкости максимально приближены к обычной воде. Это означает, что все они способны так же эффективно отводить тепло от участков двигателя, работающих с повышенной тепловой нагрузкой.

Применение антифризов с различной химической формулой во многом способствует увеличению срока эксплуатации различных узлов двигателя и что особенно важно, практически исключает разморозку системы охлаждения в зимний период.

Благодаря антифризу, исключается необходимость частого слива и промывки всей системы охлаждения от накипи и других солевых отложений, обусловленных применением жесткой воды, забивающих охлаждающие каналы и значительно ухудшающих отведение тепла. Яркая окраска охлаждающей жидкости позволяет вовремя заметить и устранить утечку в системе охлаждения.

Как часто нужно менять охлаждающую жидкость?

Почему нужно менять жидкость?

И все-таки, охлаждающую жидкость нужно менять. Несмотря на многие ее преимущества и увеличенный срок службы.

Дело в том, что антифриз работает в очень жестких температурных условиях, которые служат катализатором для окислительных химических реакций. Проще выражаясь, в течение времени антифриз под воздействием экстремальных температур начинает преобразовываться в кислоту, которая начинает разъедать резиновые шланги, прокладки и алюминиевые детали головки и блока цилиндров двигателя.

Этому также способствуют пары этилена, выделяющиеся из антифриза на основе этиленгликоля под воздействием высоких температур, а также конденсат, образующийся в расширительном бачке и в радиаторе при остывании антифриза.

В результате смешивания паров антифриза с водой под воздействием высоких температур образуются агрессивные вещества, которые начинают разъедать детали системы охлаждения двигателя. Осадок, образующийся в результате коррозии металла и разрушения резиновых шлангов и прокладок, начинают забивать соты радиатора, элементы термостата и салонного отопителя. В результате двигатель начинает часто перегреваться. При этом печка в салоне греет очень слабо или не греет совсем.

Читайте так же  Прокачка амортизатор перед установкой - как правильно?

Несмотря на то, что некоторые производители антифризов регламентируют срок использования свыше 45 000 и даже свыше 100 000 километров пробега, с учетом реальных условий эксплуатации антифриз рекомендуется заменять не реже одного раза в год.

При этом, если в антифризе имеются инородные частицы, сгустки и другие включения, систему охлаждения следует обязательно промыть с применением специальных чистящих средств. Помните о том, что невнимательное и беспечное отношение к системе охлаждения может обернуться неожиданными и серьезными тратами на капитальный ремонт двигателя.

Чем отличается антифриз и тосол? Кодовая и цветовая маркировка антифризов

Очень часто можно услышать название «тосол» и антифриз. В чем же их фундаментальное отличие друг от друга? Дело в том, что тосол и антифриз отличаются друг от друга в той же степени, что и автол отличается от моторного масла или нигрол – от трансмиссионного.

Тосол – это отечественный антифриз, изготовленный на основе этиленгликоля, берущий свое название от аббревиатуры «ТОС» – технологии органического синтеза. Больше тосол ничем не отличается от остальных видов антифризов.

По своим физико-химическим свойствам и составу антифризы имеют маркировку, принятую в США и Европе: G-11, G-12, G-12+, G-12++ и G-13. Антифризы с маркировкой G-11 изготавливаются на основе этиленгликоля с применением ингибиторных силикатных присадок. Благодаря присадкам, значительно снижаются агрессивное химическое воздействие этиленгликоля на узлы и детали системы охлаждения. Антифризы группы G-12 – G-12++ изготавливаются на основе карбоксилатов. Количество плюсов говорит о наличии стабилизирующих или противоморозных присадок. Антифризы с маркировкой G-13 изготавливаются на основе пропиленгликоля. Также в маркировке антифризов указывается их предельная температура применения от -20С до -60С.

Все виды охлаждающих жидкостей имеют различные цвета. В настоящее время на рынке можно встретить жидкости синего, красного, бордового, желтого и зеленого цветов. Цветовая окраска охлаждающей жидкости необходима для обозначения ее высокой токсичности, а также для облегчения обнаружения и устранения протечек из системы охлаждения. Некоторые производители для этих целей добавляют флуоресцентные присадки, позволяющие при помощи ультрафиолетовой лампы быстро определить места утечки жидкости из системы. Цвет жидкости во многом определяет сам производитель, однако антифризы японского производства имеют цветовую маркировку в зависимости от температуры их использования. Японские антифризы желтого цвета редко используются в наших условиях, т.к. их предельная температура использования равна -20С. Зеленый цвет антифриза говорит о предельной температуре -30С, а красного -40С.

Читайте так же  Проверяем уровень масла в АКПП: 3 простых способа

Диагностика системы охлаждения

Перед заменой охлаждающей жидкости необходимо осмотреть все элементы системы охлаждения на предмет утечек антифриза. Следы утечек обычно обозначены влажными следами потеков либо высолами цвета антифриза. Обычно антифриз подекает через неплотные соединения шлангов с патрубками или через трещины в радиаторе или блоке цилиндров. Реже утечка происходит через сальники или подшипники водяного насоса (помпы). Течь антифриза необходимо заблаговременно устранить.

Не рекомендуется устранять течи при помощи так называемых «заливных ремонтных средств», поскольку они могут забивать каналы печки и радиатора. Также необходимо оценить работу термостата.

  1. Запускаем холодный двигатель.
  2. Пытаемся пережать рукой верхний патрубок радиатора.
  3. При исправном термостате его можно передавить с относительно небольшим усилием.
  4. После прогрева двигателя до рабочей температуры снова пытаемся пережать этот же шланг.
  5. Давление жидкости в нем не позволяет пережать шланг, значит термостат полностью исправен.
  6. Если в первом и во втором случае это не так, значит термостат заклинен в каком-то из своих положений и его срочно необходимо заменить.
Диагностика системы охлаждения

Гораздо опаснее внешних так называемые, внутренние протечки в полость блока цилиндров. В этом случае течь антифриза может привести к образованию масляной эмульсии. Эмульсия резко ухудшает смазочные свойства моторного масла, приводя к повышенному износу всех деталей цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма двигателя. Протечки антифриза в камеру сгорания могут привести к гидравлическому удару и как следствие, к дорогостоящему ремонту двигателя.

Диагностика протечек заключается в следующем.

  1. Необходимо завести двигатель, дать прогреться до рабочей температуры.
  2. После чего несколько раз нажать на педаль акселератора.
  3. Если при этом из выхлопной трубы идет пар белого цвета, а жидкость, вытекающая из нее имеет характерный сладковатый запах антифриза, значит имеет место протечка в цилиндры двигателя через поврежденную прокладку головки, либо через трещину в блоке цилиндров.
  4. О нарушении герметичности системы охлаждения могут говорить следующие признаки.
    • Наличие масляной пленки на поверхности антифриза, хорошо заметной после длительной стоянки автомобиля в радиаторе или расширительном бачке.
    • Пузырьки газа в радиаторе и расширительном бачке также сигнализируют о необходимости срочной замены прокладки ГБЦ или проверки блока цилиндров на герметичность.
Диагностика системы охлаждения

Процедура замены

В старых моделях автомобилей в системе охлаждения применялись сливные краники. Перед сливом старой жидкости автомобиль следует прогреть до рабочей температуры. Это необходимо, чтобы термостат был открыт, и вся жидкость слилась из системы в заранее подставленную емкость. При сливе антифриза соблюдайте необходимые меры предосторожности.

  1. Автомобиль заранее следует установить на подъемник или смотровую канаву.
  2. Открыть крышку радиатора и (или) расширительного бачка.
  3. Полностью открыть кран отопителя (салонной печки).
  4. Затем, открыть сливной кран. Если его нет, следует ослабить хомут и осторожно снять резиновый шланг с нижнего патрубка радиатора.
  5. Сливать охлаждающую жидкость следует в заранее приготовленную емкость, объемом не менее 10-12 литров.
  6. Далее, следует закрыть сливной краник, надеть шланг на патрубок радиатора, а в систему залить не менее 10 литров антифриза с промывочным средством, после чего плотно закрыть заливную пробку, после чего запустить двигатель и дать поработать ему не менее 10-15 минут.
  7. Затем повторить процедуру слива.
  8. После этого снова заливаем чистый антифриз.

В некоторых автомобилях процедура заполнения системы охлаждения проводится следующим образом.

  1. С верхнего патрубка отопителя (печки) снимается шланг.
  2. Затем, в систему заливается охлаждающая жидкость.
  3. Запускается двигатель, по мере падения уровня в расширительном бачке или в радиаторе доливается жидкость.
  4. Жидкость следует доливать до тех пор, пока она не потечет из верхнего патрубка отопителя.
  5. На многих других моделях автомобилей жидкость заливается в два этапа. Заполняется система охлаждения, затем запускается двигатель.
  6. Когда открывается термостат, уровень жидкости начинает падать.
  7. В этот момент ее необходимо долить до необходимого уровня в расширительном бачке или в радиаторе.

Обязательно следите за цветом охлаждающей жидкости, за температурой, периодически проверяйте ее уровень и тогда у вас точно не будет непредвиденных «пит-стопов» в самый неподходящий момент. Удачи на дорогах!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *