Особенности разных видов трансмисси — подробное описание

Click to rate this post!
[Total: 1 Average: 5]

На сегодняшний день в модельных рядах многих ведущих автопроизводителей имеются автомобили с различными типами трансмиссии. Японские и корейские концерны, такие как Kia, Hyundai, Honda, Toyota и Mitsubishi уже давно предлагают широкую линейку моделей с гидромеханическими, роботизированными и вариаторными коробками передач. Европейские и американские производители, включая коалицию Renault-Nissan не отстают от азиатских конкурентов и также предлагают покупателям инновационные агрегаты в модельных рядах автомобилей от эконом до премиум класса.

Конструктивные особенности и принципы работы различных видов трансмиссии настолько различаются между собой, что требуют не только особых подходов в техническом обслуживании, но также и при управлении автомобилем в различных условиях и обстоятельствах. Рассмотрим подробно наиболее распространенные виды трансмиссии, которыми комплектуются практически все современные автомобили.

Трансмиссия автомобиля

Что такое трансмиссия?

Трансмиссия — это набор агрегатов, предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя автомобиля к ведущим колесам. Самые распространенные способы передачи крутящего момента: механический и гидромеханический.

В состав механической трансмиссии входит сцепление — состоящее из ведущего и ведомого дисков, а также коробка передач — набор шестерен с разными передаточными числами. Благодаря механической коробке передач, у водителя имеется возможность регулировать скорость движения и тягу, при переключении передач. Сцепление обеспечивает возможность плавного трогания автомобиля с места. Гидромеханическая трансмиссия имеет несколько иной принцип работы. В его основе лежит возможность передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам благодаря специальной рабочей жидкости — ATF (Automatic Transmission Fluid).

В автоматической или гидромеханической коробке передач вместо сцепления на маховике двигателя установлен гидротрансформатор. Внутри него имеется рабочая жидкость. При его вращении за счет центробежной силы жидкость отбрасывается на лопатки рабочего колеса, заставляя его вращаться. При выравнивании скоростей коленчатого вала двигателя и вала коробки передач происходит автоматическая блокировка гидротрансформатора. Так передается крутящий момент в АКПП. Сцепление является основой роботизированной коробки передач (AMT), а гидротрансформатор — основой коробок передач автоматического и вариаторного типа.

Конструктивные особенности различных типов коробок передач

Набор шестерен — традиционный состав автомобильной коробки передач любого типа. С их помощью осуществляется выбор тяги, скорость и разгон автомобиля. Переключая передачи, водитель вводит в зацепление различные пары шестерен. В роботизированной и автоматической трансмиссии переключение передач происходит автоматически. На сегодняшний день на многие современные автомобили устанавливаются шести и даже семиступенчатые роботизированные коробки передач. Управление механизмом сцепления на них также происходит автоматически.

Многие мощные автомобили премум-класса оснащаются усиленным керамическим или многодисковым сцеплением. В отличие от классического сухого сцепления, во многих конструкциях его механизм расположен в масляной ванне. Это сделано для лучшего отведения тепла и большего срока службы. Во многих современных агрегатах сохраняется возможность последовательного переключения передач как в восходящем, так и в нисходящем порядке. Такую коробку передач называют секвентальной, т. е. с возможностью последовательного переключения всех передач. Способ переключения передач в обоих видах коробок передач осуществляется по схожему алгоритму. Все режимы активируются при помощи селектора — рычага, который чаще всего располагается под центральной консолью или под рулевым колесом.

Читайте так же  Мытье автомобильных стекол
Коробка передач

Иной способ передачи крутящего момента реализован в коробке передач вариаторного типа. Здесь «классические» шестерни имеются лишь в блоке заднего хода. Принцип работы вариатора — это подвижные шкивы с возможностью изменения ширины ручья, т. е. ширины посадочного места под цепь или ремень. В качестве ремня применяется усиленная гибкая металлическая лента. Именно с ее помощью и передается крутящий момент. В остальном, конструкция вариатора во многом схожа с автоматической коробкой передач.

Преимущества и недостатки

Достоинства и недостатки вариатора

Вариатор имеет главное принципиальное отличие от остальных видов трансмиссии. Шкивы, сходясь и расходясь, плавно меняют передаточное число. Это и является главным преимуществом вариатора перед другими видами передачи.

Автомобиль, оснащенный вариатором, лишен неприятных моментов переключения передач и связанных с ним рывками, толчками и сбросом оборотов двигателя. Для удобства, многие модели вариаторной трансмиссии имеют возможность ступенчатого переключения «передач» — программных настроек положений вариатора, которые соответствуют передаточным числам обычной трансмиссии.

Несомненно, это очень удобно. Однако, основные детали вариатора постоянно подвергаются значительным перегрузкам и трению, что требует тщательного контроля за состоянием рабочей жидкости. Нежелательно нагружать вариатор резкими разгонами и торможением, а также пробуксовкой ведущих колес. Вообще, вариаторы ставят на автомобили с двигателями меньшего объема, которые развивают меньшую мощность. Есть и исключения, но как правило, CVT устанавливают на малолитражные модификации. Благодаря бесступенчатому изменению крутящего момента, достигается самое оптимальное соотношение тягово-экономических показателей. Но, за все приходится платить. Вариаторы слишком прихотливы, требовательны к качеству трансмиссионного масла, к климатическим условиям, а самое главное: к манере вождения.

Автомобиль с трансмиссией вариаторного типа нельзя эксплуатировать в условиях холода и в слишком тяжелых дорожных условиях. Механизм вариатора очень боится резких разгонов, буксировки, перегрева, низкого уровня жидкости и её зашлакованности. И это далеко не полный список. Чтобы начать движение в морозную погоду, необходимо время на прогрев. Замену жидкости следует производить каждые 40 000 км, т. е. намного раньше, чем в «планетарных» коробках передач.

Буксировать другие автомобили при помощи вариатора означает рисковать. За ремонт вариаторов многие ремонтные организации до сих пор берутся неохотно, а стоимость его ремонта часто сопоставима со стоимостью нового агрегата. Буксировать автомобиль с вариатором тоже нежелательно. Если выбора нет, главным условием при буксировке является работающий двигатель. Это необходимо не только для эффективности торможения и рулевого управления, но также и для повышения давления рабочей жидкости в трансмиссии. Селектор должен быть переведен в положение нейтрали (N). Буксировать автомобиль разрешается со скоростью не более 50 км/ч, делая остановки каждый час для охлаждения трансмиссии. Буксировать автомобили с постоянным полным приводом (Full-time 4WD) разрешается только при полной погрузке.

Читайте так же  Услуги СТО: ремонт двигателя Opel

Двигаться на «вариаторе» в городских условиях следует также как и на автомобиле с АКПП. При длительной остановке с работающим двигателем, следует переводить селектор в положение N. При кратковременных остановках на светофорах и при движении в пробке переключать режимы вариатора не рекомендуется. Автомобиль следует удерживать на месте при помощи нажатия педали тормоза.

Достоинства и недостатки гидромеханической трансмиссии

Гидромеханическая трансмиссия планетарного типа имеет широкое распространение. В отличие от вариатора, крутящий момент здесь передается при помощи шестерен планетарного типа. Благодаря такой конструкции агрегат имеет максимально компактные размеры. Как и в вариаторе, в автоматической коробке передач основные функции по передаче крутящего момента выполняет жидкость ATF. С её помощью передается крутящий момент от двигателя, а также происходит переключение передач. Плавность переключения достигается наличием пакетов фрикционов. Они принимают участие в уравнивании скоростей ведущего и ведомого валов. Переключение передач происходит автоматически при помощи электромагнитных клапанов — соленоидов. С их помощью осуществляется подача давления жидкости для переключения передач. Моментом открытия и закрытия соленоидов управляет электронный блок, следящий за многими параметрами, например за скоростью автомобиля и оборотами коленчатого вала двигателя.

Автоматическая трансмиссия очень удобна. Она избавляет водителя от необходимости переключать передачи, следить за плавностью трогания с места, в том числе на подъемах. Как и на автомобиле с коробкой передач вариаторного типа, управление режимами осуществляется при помощи селектора. Обычно, автоматическая трансмиссия имеет несколько режимов. Режим парковки «P» выключает все механизмы коробки передач и блокирует ведомый вал при помощи специального шлица. В таком положении автомобиль полностью неподвижен. Любая попытка подвинуть его может закончится повреждением трансмиссии. Снять режим парковки возможно лишь при включении зажигания и нажатой педали тормоза.

Режим «D» — это рабочий режим коробки передач. В этом положении автомобиль начинает движение вперед. Включение любого режима возможно лишь при нажатии на педаль тормоза. Только при нажатии на педаль происходит разблокировка селектора. Для начала движения, необходимо при запущенном двигателе нажать на педаль тормоза, перевести селектор в положение «D». После отпускания педали тормоза автомобиль начинает движение. Скорость движения регулируется нажатием педали акселератора и педали тормоза.

R – это режим заднего хода. Включается он аналогично другим режимам, т. е. при нажатии на педаль тормоза. Очень важно включать режим движения заднего хода когда автомобиль полностью неподвижен. Если автомобиль катится, вперед, при включении режима заднего хода возникает ударная нагрузка. В результате чего детали трансмиссии могут быть повреждены.

Режим нейтрали «N» необходим, когда автомобиль требуется перекатить или отбуксировать на небольшое расстояние. Включение режима нейтрали также возможно только при включенном зажигании.

Кроме вышеперечисленных, в наборе могут иметься и другие режимы работы АКПП. Например, режимы «L», «1», «2» и «3» предназначены для движения автомобиля при повышенной нагрузке на трансмиссию. Эти режимы целесообразно включать при движении в тяжелых дорожных условиях, с прицепом или при буксировке другого автомобиля. Режим «O/D» (Overdrive) необходимо включать при движении по трассе с высокой скоростью. Этот режим позволяет экономить топливо и поддерживать оптимальную скорость движения. Некоторые производители комплектуют автоматическую трансмиссию возможностью ручного переключения передач. В таком режиме водитель сам выбирает оптимальную передачу. Тем не менее, основным недостатком автоматической трансмиссии является повышенный расход топлива. Причиной этому служит потеря мощности в гидротрансформаторе, а также запаздывание при переключении передач.

Читайте так же  Страховка на Машину в Омске - купить ОСАГО

Достоинства и недостатки автоматической трансмиссии

При эксплуатации автомобиля с автоматической трансмиссией следует обязательно контролировать уровень и состояние рабочей жидкости. Некоторые производители рекомендуют полную замену ATF через каждые 80 000 и даже 100 000 км пробега. Но, в современных дорожных условиях целесообразно менять жидкость не менее чем через каждые 50 000 км пробега.

«Автомат» очень не любит переключение режимов на ходу. Поэтому, рычаг селектора лучше всего переводить из одного положения в другое только при полной остановке автомобиля. При буксировке прицепа или другого автомобиля необходимо перевести селектор в режим, отвечающий повышенной нагрузке, например, в режим «L». Это позволит уменьшить нагрузку на механизм коробки передач и силовой агрегат в целом. При съезде на грунтовую дорогу также необходимо включить режим, препятствующий включению высоких передач.

При буксировке автомобиля с автоматической трансмиссией обязательно включить режим нейтрали «N». Очень желательно, чтобы двигатель был запущен. Это позволит не только сохранить эффективность торможения и облегчит руление, но и активизирует циркуляцию и охлаждение рабочей жидкости. При невозможности пуска двигателя, буксировку следует производить при скорости не более 40-50 км/ч, останавливаясь каждый час для охлаждения трансмиссии.

Автоматическая коробка передач

Достоинства и недостатки роботизированной коробки передач

Роботизированная коробка передач (AMT, DSG и пр.) представляет собой механическую или планетарную коробку передач при наличии фрикционных дисков сцепления. Управление трансмиссией, включая положение дисков сцепления, осуществляется электронным блоком управления. Внешне все органы управления роботизированной трансмиссией схожи с «автоматом». Аналогичные режимы, а также возможность ручного управления переключением передач также доступны для этого типа трансмиссии.

Вместе с тем, запаздывание при переключении передач один из существенных недостатков «робота». Степень износа дисков сцепления часто очень трудно диагностировать. Проявляется лишь сильный износ, когда автомобиль очень плавно трогается с места, что особенно заметно на крутых подъемах.

Роботизированная КПП

Как сказано выше, управление «роботом» осуществляется аналогично управлению автоматической трансмиссией. Однако, при остановках на светофорах имеется очень важное отличие. Не рекомендуется просто удерживать ногу на тормозе при включенном режиме «D» как на «автомате», а переключать селектор в положение нейтрали. Дело в том, что при остановке со включенной передачей, механизм сцепления автоматически разъединяет двигатель и трансмиссию. Это аналогично выжатой педали сцепления. При таких условиях происходит интенсивный износ всех его механизмов.

Поэтому, при полной остановке, на автомобиле с роботизированной трансмиссией важно включать нейтральную передачу. При буксировке такого автомобиля следует выполнить условия, аналогичные буксировке автомобиля в АКПП. Буксировать прицеп или другой автомобиль следует в режиме ручного переключения передач. В этом случае водитель сможет сам выбрать оптимальную передачу для снижения нагрузки.

Читайте также: