Почему не получается сделать страховку на машину?

Страховка ОСАГО является обязательной для большинства автовладельцев. Однако достаточно часто случаются ситуации, когда страхователь не может оформить ОСАГО онлайн. Почему не получается сделать страховку на машину и что в таком случае делать?

Не получается оформить ОСАГО: причины и способы решения

Если по каким-либо причинам у вас не получается оформить страховку на машину, проблема может находиться как со стороны страховщика, так и со стороны самого страхователя. Если брать во внимание добросовестное поведение страховой компании, то причиной в большинстве случаев являются технические сбои, возникающие в ходе процедуры оформления:

  • отсутствие связи с автоматизированной информационной системой, через которую страховщики проверяют подлинность и актуальность вносимых страхователем данных;
  • несовпадение данных, содержащихся в автоматизированной информационной системе с данными, указанными страхователем (например, несвоевременное обновление баз данных АИС);
  • технический сбой в самой автоматизированной информационной системе;
  • технический сбой, связанный с большим количеством онлайн-клиентов на сайте страховой компании.

Большинство таких сложностей носят, как правило, временный и непродолжительный характер. Поэтому при их возникновении стоит взять некоторую паузу и позднее заново попробовать оформить онлайн-страховку.

На стороне страхователя в качестве причин, препятствующих оформлению полиса, следует считать:

  • представление неполного набора документов (необходимый перечень документов, которые могут потребоваться при оформлении страховки, содержится в п. 3 ст.15 закона об ОСАГО);
  • введение ошибочных данных (опечатки, неточные или устаревшие сведения);
  • умышленное предоставление искаженной информации;
  • расхождение внесенных сведений с информацией, содержащейся в АИС (например, если страхователь или кто-то из водителей сменил фамилию, но при этом не поменял водительские права);
  • отсутствие у страхователя возможности произвести оплату страховки через онлайн-системы;
  • обрыв связи во время оформления заявки;
  • наличие действующего страхового полиса, до истечения срока действия которого осталось более месяца.

Чтобы исключить наличие ошибки со своей стороны, страхователю следует внимательно перепроверить внесенные данные, уточнить их актуальность, проверить идентичность информации в разных документах (паспорт, права и т. п.). Если здесь не будет обнаружено каких-либо ошибок, следует обновить страницу и попробовать пройти всю процедуру сначала. При повторном возникновении сложности имеет смысл обратиться в службу поддержки страховой компании и совместно с консультантами выяснить, в чем проблема.

Рекомендуется пройти процедуру онлайн-оформления полиса у другого страховщика. Если в этом случае также будет возникать ошибка, значит, проблема не связана с неполадками в какой-то одной страховой компании.

При этом от реальных объективных препятствий, обычно носящих временный характер, следует отличать заведомо незаконные, выдуманные страховыми компаниями причины, по которым у страхователей не получается оформить ОСАГО в режиме онлайн. Исходя из анализа жалоб страхователей, надуманные причины могут быть самыми различными:

  • приглашение страхователя для оформления полиса в офис страховщика в связи с отсутствием технической возможности онлайн-оформления;
  • отсутствие бланков полисов;
  • отсутствие у специалиста страховой компании полномочий на заключение договора;
  • постоянные ошибки на сервере, потеря ранее введенной информации;
  • необходимость записаться для оформления ОСАГО не менее чем за два (или более) месяцев;
  • обязательное условие представления авто для осмотра;
  • наличие на сайте нечитаемых капч;
  • формирование сложных паролей из одинаковых по написанию русских и латинских букв;
  • требование о представлении документов, которые не предусмотрены законом;
  • невозможность выдачи полиса в случае, когда срок страхования составляет менее одного года;
  • необходимость оформить дополнительную страховую услугу;
  • иные причины.

Стоп-лист для убыточных категорий водителей

Еще одной причиной, по которой у страхователей не получается оформить ОСАГО онлайн, является нахождение лиц, указанных в страховке, в черных списках или стоп-листах страховых компаний. Наличие таких списков незаконно, поэтому ни одна страховая компания никогда не откажет в страховке по той причине, что лицо находится в стоп-листе. Именно поэтому появляются всякие выдуманные причины. Другой вариант — отказ в оформлении страховки без объяснения причин. Или же страхователя просто перекидывают в другую компанию, к так называемому замещающему страховщику. Потом — к следующему. И так может продолжаться бесконечно.

Причина попадания в стоп-лист одна: водитель относится к категории убыточных клиентов. То есть таких лиц, по которым вероятность выплаты страхового возмещения существенно выше среднестатистического показателя.

Например, большие сложности возникают с оформлением ОСАГО на такси. Такой транспорт имеет высокую интенсивность эксплуатации и, как следствие, гораздо более высокий риск попасть в ДТП. К числу убыточных категорий страховщики также относят: водителей мотоциклов, молодых водителей без опыта вождения, лиц с низким классом КБМ.

Компенсация подобных недостатков заложена в систему расчета стоимости страховки путем установления высокого базового тарифа или применения повышенных коэффициентов. И все же, придумывая самые разные причины, страховщики любыми способами стараются уклониться от оформления страховки в отношении таких высокорисковых категорий. Поскольку большинство таких отказов не основаны на нормах закона, страхователи имеют право их оспорить, обязав страховщика выдать полис ОСАГО.

Следует помнить, что недопустимость отказа страховой компании от оформления страховки прямо закреплена в п. 1.5 «Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденных Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П. Тем, кто столкнулся с подобным отказом в выдаче полиса ОСАГО, необходимо действовать следующим образом:

  1. Обеспечить доказательства отказа. Можно прийти в офис страховщика и снять на видео процесс общения с менеджером компании. Или принести в приемную копии полного набора документов для оформления страховки и сдать их вместе с заявлением, обязательно потребовав проставить отметку о получении на копии заявления. Еще один вариант — отправить указанные выше документы почтой заказным письмом с уведомлением, не забыв при этом оформить опись вложения.
  2. В течение 30 дней с даты вручения документов надо ждать ответа от страховщика.
  3. Если ответа не будет или он будет отрицательный, следует направить жалобу в Федеральную антимонопольную службу, Российский союз автостраховщиков, Центральный банк РФ. Это можно сделать почтой или же через интернет-приемную на сайте соответствующих ведомств. Помимо жалобы на страховщика и просьбы о воздействии на него с целью заключения договора страхования, следует также заявить требование о привлечении страховой компании к административной ответственности. Такая санкция предусмотрена ст. 15.34.1 КоАП РФ и позволяет наложить на должностных лиц страховщика штраф до 50 000 рублей, а на саму страховую компанию — до 300 000 рублей.
  4. Если страховщик и дальше будет уклоняться от оформления страховки, остается одна дорога — в суд. Необходимо подготовить исковое заявление с требованием о понуждении страховщика к заключению договора страхования. В нем следует изложить подробно всю ситуацию, отразить предпринимаемые для получения полиса действия, приложить подтверждающие документы. Судебная практика в данном вопросе достаточно однозначна. Если страховая компания не представит обоснованных доводов и объяснения причин отказа от оформления страховки, решение будет вынесено в пользу того, кто подал исковое заявление.