Что делать, если не дают страховку на машину?

Несмотря на то что получение ОСАГО является обязанностью многих автовладельцев, периодически возникают случаи, когда страховщики отказываются оформить страховку по разным причинам. Почему страховая не пропускает при страховке авто и насколько это законно?

Почему нельзя сделать страховку на машину?

«Почему не могу сделать страховку на машину» — такой вопрос в интернете является достаточно популярным. Поиск ответа на него находится в рассмотрении взаимодействия двух сторон — страхователя и страховщика. Ведь проблемы в данном случае могут быть как на стороне страховой компании, так и на стороне страхователя.

Проблемы со стороны страховщика заключаются в наличии каких-либо технических и иных сбоев, ведь просто так страховая не может отказать в выдаче полиса. К числу причин, которые могут являться препятствием при оформлении ОСАГО в выбранной страховой компании, относятся:

  • отсутствие связи с автоматизированной информационной системой;
  • наличие ошибочных данных в автоматизированной информационной системе, не совпадающих с актуальной информацией, введенной страхователем;
  • технический сбой непосредственно в самой автоматизированной информационной системе;
  • технический сбой на сайте страховой компании, связанный с большим наплывом клиентов;
  • перенаправление страхователя к замещающему страховщику, т. е. в другую страховую компанию.

Что касается страхователя, то ответ на вопрос, почему не пропускает страховка на машину, может заключаться в следующем:

  • отсутствие необходимого набора документов (перечень указан в п. 3 ст. 15 закона об ОСАГО);
  • наличие ошибок в предоставленной информации (опечатки, неточные сведения);
  • предоставление заведомо неверных или умышлено искаженных сведений;
  • расхождение данных (например, при смене фамилии лицо паспорт сменило, а водительские права нет);
  • невозможность оплаты страховки в режиме онлайн;
  • внезапный обрыв связи (интернета) в ходе оформления заявки;
  • до окончания срока действия текущего полиса осталось более одного месяца;
  • отказ в представлении авто на осмотр при оформлении полиса в офисе страховщика.

Когда проблема находится на стороне страхователя, необходимо внимательно проверить внесенные данные, сверить идентичность сведений в разных документах. Если ошибок не выявлено, то следует перезагрузить страницу и попробовать пройти процедуру заново. Можно обратиться в службу поддержки страховой компании и совместно с ней выявить причину отказа.

Также рекомендуется пройти аналогичную процедуру на сайте другой страховой компании. Это поможет разобраться, связан ли отказ в оформлении полиса с конкретной страховой компанией или проблема более глобальная.

В части требований о представлении автомобиля на осмотр стоит помнить, что страхователь имеет право обозначить любое место (в разумных пределах) для проведения осмотра. Главное — не отказывать в этом страховщику.

В то же время от реальных сложностей (обычно временных) с оформлением страховки следует отличать незаконные, выдуманные страховщиками причины:

  • невозможность оформить полис онлайн и приглашение страхователя в офис для оформления в порядке живой очереди;
  • отсутствие бланков полисов;
  • наличие большой очереди, поэтому оформление страховки осуществляется по предварительной записи за 2 месяца до даты оформления;
  • нечитаемые капчи;
  • сложные пароли, содержащие русские и латинские буквы, одинаковые по написанию;
  • требование представления не предусмотренных законом документов;
  • отсутствие у сотрудника страховой компании полномочий на оформление полиса;
  • невозможность оформления страховки на срок менее одного года;
  • нахождение страхователя (собственника) в черном списке страховщика;
  • нахождение региона регистрации собственника в закрытом для оформления страховки списке;
  • иные причины.

Придумывая разные незаконные причины, страховые компании всеми силами стараются избежать оформления страховок в отношении высокорисковых категорий автовладельцев, по которым есть вероятность частых либо больших выплат страхового возмещения: такси, молодые водители, очень старые авто, лица с низким классом КБМ, мотоциклы, машины с правым рулем, зарегистрированные на физлиц грузовые машины, неизвестные или редкие модели автомобилей и т. п.

Важно иметь в виду, что большинство выдуманных страховыми компаниями причин не основаны на нормах закона, а значит, страхователям их можно и нужно оспаривать действия второй стороны, доказывая свою правоту.

Как решить проблему с отказом в страховке?

Страховка ОСАГО является обязательной для большинства автовладельцев. Поэтому «Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П, установлена обязанность страховой компании оформить такую страховку (п. 1.5):

«Владелец транспортного средства в целях заключения договора обязательного страхования вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование. Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся с заявлением о заключении договора обязательного страхования и, если это предусмотрено Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или настоящими Правилами, представившему иные документы».

Таким образом, законодательно запрещен отказ в оформлении страховки, если страхователем представлены все необходимые документы. Если все же от страховщика получен отказ в оформлении полиса, то необходимо действовать следующим образом:

  1. Написать на имя руководителя страховой компании письмо с вопросом, почему не одобряют страховку на машину, и с требованием оформить страховку ОСАГО либо предоставить мотивированное объяснение причин отказа. В качестве обоснования требования необходимо сослаться на указанный выше п. 1.5 Правил страхования.
  2. К письму следует приложить заявление на оформление страховки (приложение №2 к Правилам страхования) и копии стандартного набора документов, которые требуются для оформления полиса.
  3. Сдать письмо со всеми приложениями в канцелярию или приемную страховой компании и получить отметку в его принятии (входящий номер, дата, подпись получившего документы лица):
    • если в страховой компании под разными предлогами будут уклоняться от приема документов или откажутся проставлять отметку в их принятии, набор документов необходимо направить страховщику почтой. Важно отослать заказным письмом с уведомлением и не забыть сделать опись вложения.
  4. Отследить вручение письма. Сделать это можно через соответствующий сервис на сайте «Почты России».
  5. Подождать ответа в течение 30 дней — именно такой срок установлен п. 1. ст. 12 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
  6. В случае получения отказа или отсутствия ответа в срок следует направить в Центральный банк РФ, Федеральную антимонопольную службу РФ, а также в Российский союз автостраховщиков жалобу (почтой или через сайт соответствующих организаций) на страховую компанию с просьбой разобраться, почему нельзя сделать страховку на машину. В жалобе в ЦБ РФ необходимо также просить привлечь страховщика к ответственности по ст. 15.34.1 КоАП РФ. Наказание по этой статье предусматривает штраф для должностных лиц до 50 000 рублей, для юридических лиц — до 300 000 рублей.
  7. Если и после этого страховщик будет бездействовать, необходимо обратиться в суд, подготовив исковое заявление с требованием о понуждении страховщика к заключению договора страхования. В данном случае, помимо Правил страхования, ссылаться нужно также на п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ. Судебная практика здесь достаточно однозначна. Если страховщик не предоставит законных, объективных и обоснованных причин отказа в заключении договора страхования, суд обяжет его оформить страховку.