Страховка на праворульную машину: условия и новости

Жители европейских регионов России давно обновили свой автопарк — здесь преобладают автомобили с левым рулем, произведенные для России официально, либо ввезенные из Европы и США. Иначе обстоит дело на Дальнем Востоке и в Сибири — здесь предпочитают автомобили с малым пробегом из Японии, которые обладают более богатым набором опций по выгодной цене. Праворульные автомобили не адаптированы к правостороннему российскому движению, что периодически становится причиной дорожных инцидентов. Страхователи знают о повышенном риске, поэтому страховка праворульных авто оформляется немного сложнее. Рассмотрим причины этого явления и способы борьбы с отказами страховых.

Забегая вперед, важно отметить, что не всегда стоит бороться за право на покупку ОСАГО. Проще всего владельцам авто с правым рулем приобрести мини-КАСКО. Такой полис практически не отличается по стоимости, но характеризуется повышенной степенью защиты от происшествий на дороге.

Особенности страхования праворульных машин

Страховые компании занимаются не только бумажной волокитой и оформлением ОСАГО. В штате содержатся эксперты, детально разбирающиеся в автомобилях. Поэтому страховые компании неохотно продают полисы для авто с правым рулем. Это обосновано рядом объективных технических причин, которые непосредственно связаны с праворульными авто:

  • из-за расположения руля водитель начинает видеть встречную полосу только после выезда на нее;
  • свет японских фар обильно освещает встречный поток автомобилей;
  • водители редко используют камеры и зеркала для обгона, не корректируют свет фар — подобных требований нет в законе, поэтому праворульный авто считается более опасным на дороге;
  • дорогие запчасти — устаревшие японские автомобили бизнес-класса являются очень дорогими в ремонте, страховые аферисты нередко используют автомобили Toyota и Nissan.

С точки зрения страховых, автомобиль с правым рулем заведомо опасен. Автолюбитель совершает обгон на трассе зачастую наугад — риск попадания в ДТП кратно увеличивается. Страховые относятся к праворульным автомобилям с долей сомнения, подобная позиция появляется неспроста. Все риски страховыми компаниями просчитываются при помощи математических методов. В калькуляции используется и официальная статистика по ДТП, поэтому данная категория находится в черных списках страховых вполне обоснованно.

Также на территории Российской Федерации и таможенного союза прекращен выпуск автомобильной техники с правым рулем. Ограничено и использование подобных ТС: теперь нельзя ввозить пассажирские автобусы, самосвалы и прочую строительную технику с правым рулем. Транспортные средства М2 и М3 с иным расположением руля теперь практически не используются, это сделано для удобства водителей и безопасности на трассе.

ОСАГО для праворульных авто действительно дороже, кроме того, многие страховые компании даже не берутся за оформление полиса для японских авто. Это происходит не только из-за большого числа аварий, но и по причине высокой стоимости запчастей. Страховщики признают, что такие машины несут убытки для бюджета компании. Те, кто берется предоставить полис, завышают цену, чтобы компенсировать возможные убытки. Законны ли такие условия, рассмотрим далее.

Страхование праворульных машин 2022

Что делать, если страховая не продает полис?

Чтобы разобраться в теме, оценим официальную позицию Центробанка и РСА. Эти организации утверждают, что страховая компания не может отказать в заключении договора ОСАГО. Ведь ОСАГО считается обязательным полисом — без подобного бланка эксплуатация транспортного средства запрещается. Страховщик не может отказать в предоставлении полиса, если гражданин передал полный пакет документов, которые необходимы для заключения ОСАГО.

Два официальных органа также отмечают следующее: договор ОСАГО считается публичным, поэтому отказ в любом случае неправомерен. Существуют исключения, когда страхователь предоставляет искаженные данные или подменяет цель использования — в таких случаях страховая может отказать в продаже полиса, либо расторгнуть уже заключенный договор. Если ОСАГО не получилось оформить по какой-либо причине, то есть «принудительная» система заключения договоров «Е-Гарант».

Никаких легальных оснований для отказа у страховщика нет. Даже если машина старая, либо с правым рулем, это не является основанием для отказа. Если человеку отказали в страховании, он может обратиться в Центральный банк России через интернет-приемную или написать обращение в РСА. Если указанные обстоятельства найдут подтверждение, то недобросовестный страховщик будет наказан штрафом.

Официальная позиция регулятора и РСА весьма прозрачна, но на практике владельцы праворульных автомобилей регулярно сталкиваются с отказами. В страховых компаниях существуют неофициальные стоп-листы, которые содержат наименования автомобилей, считающихся наиболее невыгодными для компании. Решить такую проблему можно двумя путями. Страховка на праворульную машину может быть приобретена следующими способами:

  1. Покупка полиса онлайн. Некоторые компании действительно не продадут полис на праворульный авто. Однако пользователю поступит уведомление о работе системы «Е-Гарант», которая обяжет одну из страховых оформить полис. Существует один значительный недостаток — из 40 страховых компаний предложения поступят от одной-двух. Приобретатель полиса окажется практически лишенным выбора, при этом будет обязан согласиться с указанной стоимостью ОСАГО.
  2. Приобретение в офисе компании. Стоит предупредить потенциальных покупателей о сложности этого пути, ведь он зачастую требует моральных издержек. Выберите подходящую страховую компанию. Подготовьте полный комплект документов — паспорт, СОР, ПТС и водительские удостоверения всех водителей. Скачайте с сайта страховой компании заявление о заключении страхового договора, заполните его в 2 экземплярах.

Один экземпляр передайте работнику офиса страховой компании, второй с отметкой о приеме документов сохраните у себя. Если страховщик склоняется в сторону отказа из-за правого руля, то запишите все обстоятельства на видеокамеру. Подобное поведение уже привлечет внимание начальника офиса, что повышает шансы на оформление. В любом случае полис должен быть вам предоставлен в течение 24 часов. Если полис не продали, то пишите обращение в Центробанк России, страховая будет оштрафована на сумму от 100 000 рублей.

Подобный юридически грамотный подход приведет к тому, что после штрафа страховая компания пригласит вас самостоятельно для получения полиса. Такого клиента точно запомнят и будут продавать полисы в дальнейшем беспрепятственно. Существуют и менее значимые причины отказа:

  • технические проблемы при оформлении полиса онлайн — попробуйте пройти процедуру через несколько часов;
  • завышение стоимости ОСАГО или включение в страховку допуслуг — поставьте в известность РСА о данных фактах;
  • страховщик требует дополнительные документы — если требуемые документы не обозначены в законе об ОСАГО, то подайте жалобу регулятору.

Что ждет правый руль в 2022 году?

Каждый год законодатели и СМИ заводят тему отказа от правого руля. Но легковые машины до сих пор ввозятся практически без ограничений. Как изменится ввоз и страхование праворульных машин 2022 года:

  1. Импорт электромобилей с 1 января 2022 года предусматривает уплату 15-процентной пошлины.
  2. В Россию можно ввозить автомобили без ЭРА-ГЛОНАСС до конца 2022 года (такая льгота распространяется только на жителей Дальнего Востока).
  3. С 2021 года под полным запретом находятся ТС категории М2 и М3. Легковые автомобили пока считаются проходными, при условии, что класс экологичности выше или равен Евро-4.
  4. В 2022 году введен штраф 2 000 рублей за отсутствие техосмотра. Правительство приостановило прохождение техосмотра для частных автомобилей. После отмены моратория владельцы праворульных авто столкнутся с новыми жесткими требованиями. Различные антенны, зеркала на крыльях и обвесы будут считаться внештатным оборудованием.
  5. Техосмотр нужен только при постановке авто на учет. Еще в 2021 году автолюбители получили право покупать очередное ОСАГО без техосмотра. Он также не влияет на выплаты по ДТП — никаких регрессных требований при отсутствии технического осмотра не будет.
  6. Ставка утилизационного сбора поднята до отметки 0,26 — по этой причине ввоз авто для собственных нужд физических лиц станет дороже.
  7. Камеры начали распознавать отсутствие ОСАГО. Однако владельцы праворульных авто столкнулись с другими сложностями: штрафы приходят за телефонные разговоры пассажиров и отсутствие ремня у них же.

С 2023 года планируется постепенный отказ от праворульных авто. Такой транспорт несет для владельцев лишь риски, поэтому приобретать его нужно с осторожностью.