Страховой случай по КАСКО

Знание того, как оформить страховой случай по КАСКО, является одним из важных условий своевременного получения страховой выплаты. Поэтому страхователям важно знать и различать страховые и нестраховые случаи, а также четко понимать порядок действий в различных ситуациях.

Страховые случаи по КАСКО

КАСКО относится к категории добровольного направления страхования. Поэтому здесь к числу страховых случаев относятся все ситуации, которые прямо отражены в договоре страхования. При том что большинство страховщиков предоставляют страхователю самостоятельно выбрать страховые риски, которые будут покрываться страховкой.

К числу наиболее распространенных ситуаций, которые могут считаться страховыми случаями, можно отнести:

  • хищение (кража или угон) машины;
  • хищение отдельных частей транспортного средства (элементов кузова, навесного оборудования, колес и т. п.);
  • повреждение или уничтожение транспорта в ДТП;
  • повреждение или уничтожение транспорта, не связанное с ДТП;
  • повреждение или уничтожение транспорта вследствие неосторожных или умышленных противоправных действий посторонних лиц;
  • повреждения или уничтожение транспорта вследствие стихийных бедствий, каких-либо техногенных катастроф, чрезвычайных происшествий;
  • повреждения, вызванные несчастным случаем.

Это далеко не полный список ситуаций, которые могут считаться страховыми в рамках страхования КАСКО. Ключевой критерий признания случая страховым — собственник или выгодоприобретатель по страховке не должен иметь умысла в причинении повреждения объекту страхования.

Страховые риски условно делятся на два типа: ситуации, связанные с ДТП, и неаварийные ситуации. Каждый из указанных типов рисков требует особого подхода и последовательности действий.

Порядок действий при ДТП

Для своевременного получения страхового возмещения важно знать, как оформить ДТП по КАСКО. Поэтому первое, что требуется сделать автовладельцу после оформления страховки КАСКО, — ознакомиться с касающимися действий при ДТП ключевыми моментам договора страхования и запомнить их.

Обычно порядок действий при ДТП следующий:

  1. Остановиться, включить на машине аварийную сигнализацию, выставить на соответствующем расстоянии (15 метров в городе, 30 метров за городом) знак аварийной остановки. Ни в коем случае нельзя перемещать автотранспорт или его части, иные предметы, расположенные поблизости от места ДТП. Даже в том случае, если они мешают проезду.
  2. Оформить ДТП надлежащим образом: через европротокол или с участием инспекторов ГИБДД. Вызов последних обязателен, если в ДТП участвует более двух машин, имеются пострадавшие, если в ДТП участвует лишь одна машина (наезд на препятствие, открытый люк и т. п.) либо если второй участник скрылся с места происшествия. Также при наличии пострадавших необходимо вызвать скорую помощь.
  3. Внимательно проследить, чтобы при оформлении ДТП были отражены все повреждения. В случае несогласия с какими-либо моментами, связанными с ДТП, это обязательно следует отразить в протоколе, однако нельзя из-за этого отказываться от его подписания.
  4. Следует обязательно связаться со своей страховой компанией, сообщить о страховом случае и следовать полученным от менеджера компании инструкциям. Уведомление можно отправить через мобильное приложение.
  5. Даже если оформление ДТП по КАСКО проводилось с видео- и фотофиксацией, рекомендуется повторно выполнить ее самостоятельно.
  6. На всякий случай следует поискать и записать контакты свидетелей ДТП, уточнить у них наличие записей видеорегистраторов, попросить скинуть записи при их наличии.

Неаварийные случаи по КАСКО

К числу неаварийных случаев относятся повреждения, уничтожение или утеря автотранспорта, не связанные с его передвижениями по автодорогам. Это может быть угон авто, повреждения на стоянке посторонними лицами, падение льда, снега и т. п. Страховой случай по КАСКО без ДТП оформляется следующим образом:

  1. Обеспечить максимальную сохранность места происшествия и пострадавшего имущества: ничего не трогать, не передвигать. Исключением в данном случая является лишь необходимость предотвратить еще больший ущерб застрахованному автотранспорту.
  2. Вызвать полицию, ГИБДД, МЧС и иные службы для фиксации произошедшего и факта наличия ущерба. Перечень служб зависит от характера произошедшего события. При наличии пострадавших также нужно вызвать скорую помощь.
  3. Сообщить о случившемся в страховую компанию. У всех крупных страховщиков есть свое мобильное приложение, через которое можно сообщить о страховом случае и получить инструкции о дальнейших действиях.
  4. Получить от компетентных органов необходимые документы (в зависимости от ситуации): талон-уведомление о принятии заявления, постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, справку по установленной форме с указанием перечня повреждений автомобиля, иные документы.

Как получить компенсацию по КАСКО?

Если страховой случай по КАСКО зафиксирован компетентными органами надлежащим образом и о произошедшем проинформирована страховая компания, следует приступать к сбору документов, которые необходимы для получения страховой выплаты.

Срок обращения за получением компенсации можно узнать из договора страхования или уточнить в самой страховой компании. Обычно он составляет 3–10 рабочих дней в зависимости от страхового случая. В случае пропуска срока обращения страховая компания может отказать в выплате страховки.

Поскольку процедура страхования и получения выплат по КАСКО законом не закреплена, страховые компании самостоятельно определяют сроки обращения, набор документов и порядок осуществления выплат.

Обобщенная инструкция по получению страховой выплаты выглядит следующим образом:

1. Подготовить требуемый набор документов. Помимо стандартного набора (паспорт заявителя, документы на машину, полис КАСКО) необходимо иметь на руках дополнительные документы. Их состав определяется характером произошедшего страхового случая.

При ДТП необходимо представить документы других участников, постановление и протокол по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении такого дела, схему места происшествия, европротокол (если оформлялся), справку с указанием повреждений.

В случае угона машины потребуется представить талон-уведомление, постановление о возбуждении уголовного дела, справку из полиции, иные процессуальные документы (протоколы выемки, осмотра места происшествия и т. п.), комплект оставшихся у владельца ключей и меток, пультов управления, документы на установленные охранные системы.

Если авто повреждено в результате стихийного бедствия — справку из гидрометеослужбы о квалификации произошедшего события как опасного природного явления.

При возгорании машины необходимо представить талон-уведомление, постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, справку из ОВД о повреждениях авто, заключение о причинах возгорания.

Не следует забывать, что, в зависимости от фактических обстоятельств, для рассмотрения вопроса и выплаты компенсации страховщик может запросить иные документы, потребовать представить машину для осмотра (конечно, кроме случая угона).

2. Заполнить заявление на страховую выплату (в офисе страховщика). Также образцы заявлений можно скачать с сайтов соответствующих страховых компаний.
3. Комплект документов вместе с заявлением передать страховщику. Обязательно необходимо оставить у себя отметку о приеме документов. Если по каким-то причинам страховая компания уклоняется от приема документов, следует направить их почтой с описью.
4. Ожидать решения страховщика о выплате страховой суммы. Сроки рассмотрения обращения, как и сроки осуществления выплаты, определяются условиями договора страхования. Обычно они составляют 14–30 дней с момента предоставления документов.

Стоит помнить, что основные вопросы страхования КАСКО отражаются в договоре. Поэтому при его заключении стоит внимательно изучить все условия.