Как расторгнуть страховку ОСАГО, если продал машину?

Обстоятельства в жизни человека часто меняются. Страховка ОСАГО может оказаться невостребованной после покупки по разным причинам. У покупателя возникает естественное желание расторгнуть ОСАГО, вернув часть уплаченных средств. Данная статья будет посвящена вопросу, как расторгнуть страховку ОСАГО, если продал машину.

В каких случаях можно расторгнуть договор ОСАГО?

Российское законодательство позволяет расторгать договоры обязательного автострахования. Все основания расторжения можно разделить на две большие группы: влекущие возврат средств и не подразумевающие компенсацию полной стоимости.

Положение Центробанка России № 431-П утверждает правила страхования гражданской ответственности автовладельцев. В официальном документе содержится исчерпывающий перечень оснований. Возвратные случаи таковы:

  • смерть гражданина, являвшегося собственником транспортного средства или страхователем;
  • ликвидация страховщика;
  • тотальная гибель автотранспортного средства, указанного в полисе обязательного страхования (машина не подлежит восстановлению);
  • отзыв лицензии у страховой компании в предусмотренном законодательством порядке;
  • перемена собственника транспортного средства;
  • иные случаи — по согласованию со страховой компанией.

Также закон четко указывает на случаи, в которых страховщик может удержать страховую премию в полном объеме (не возвращать деньги):

  • страхователь — юридическое лицо, считающееся ликвидированным;
  • в полисе использовались недостоверные сведения, умышленно предоставленные страхователем с целью снижения стоимости полиса ОСАГО;
  • премия может не возвращаться и в иных случаях.

Наиболее актуальное основание для расторжения ОСАГО — продажа автомобиля. Новый владелец не может использовать страховку предыдущего собственника, поэтому полис остается невостребованным. В данном случае закон полностью на стороне автолюбителей — страховая не может отказать в расторжении договора при продаже автомобиля. Также она возвращает средства, затраченные на покупку полиса. Возврат осуществляется не в полном объеме, поскольку часть срока действия ОСАГО уже истекла.

Инструкция по расторжению полиса ОСАГО

Перед расторжением ОСАГО автолюбитель должен убедиться в том, что появилось одно из оснований, позволяющих прервать действие договора. В противном случае страховая гарантированно ответит отказом. Далее стоит подготовить следующий пакет документов:

  • копия договора страхования;
  • копия кассового чека, подтверждающего оплату;
  • копия паспорта (основной лист и прописка);
  • заявление в письменном или печатном виде;
  • реквизиты счета для зачисления средств.

Также потребуются документы, подтверждающие наступление одного из вышеназванных случаев (договор купли-продажи с актом передачи ТС, свидетельство о смерти и так далее). Также страховщик вправе истребовать иные документы в зависимости от обстоятельств.

Пошаговая инструкция по осуществлению возврата будет выглядеть следующим образом:

  1. Необходимо лично явиться в офис страховой компании с пакетом документов. Интересы также может представлять доверенное лицо, обладающее нотариальной доверенностью.
  2. Взять образец заявления об отказе от договора страхования и возврате уплаченной денежной суммы. Заполнить его.
  3. Дождаться возврата средств в течение 14 календарных дней с момента подачи заявления.

Продвинутые страховщики тестируют расторжение при помощи сайта или мессенджеров, однако такой способ является сегодня редкостью. Также существуют определенные нюансы, связанные с процедурой возврата:

  • есть такое понятие, как «добровольный отказ от ОСАГО» — если четких оснований нет, то страховая расторгнет ОСАГО, но средства возвращены не будут;
  • премия по ОСАГО должна быть включена в список наследуемого имущества — наследники получат возврат только после вступления в наследство;
  • существует «период охлаждения» — если с момента покупки ОСАГО прошло не более 14 дней, то страхователь может расторгнуть сделку и вернуть полную стоимость ОСАГО (если срок действия ОСАГО еще не начался), при этом весомые основания для расторжения не нужны;
  • по общему правилу договор будет прекращен с момента получения заявления от страхователя;
  • документы на возврат можно направить «Почтой России», датой написания заявления будет считаться дата со штампа на конверте;
  • страховщик вправе отказать лишь в двух случаях — пакет документов неполон либо представлены некорректные и искаженные данные.

Сумма к возврату

Финансовый вопрос при возврате может иметь 3 вида решений:

  • полный возврат;
  • частичный возврат;
  • средства не возвращаются.

Полный возврат возможен лишь в одном случае — период охлаждения не истек, при этом срок действия ОСАГО еще не начался. На практике у страхователя будет не более 3 дней с момента покупки. Частичный возврат производится с учетом следующих факторов:

  • возвращаются средства только за неиспользованную часть ОСАГО;
  • 23 % не возвращаются совсем — часть стоимости полиса идет на финансирование деятельности страховой компании, а также вносится в компенсационный фонд РСА.

Процесс возврата лучше рассмотреть на конкретном примере. Автолюбитель ранее приобрел ОСАГО на 12 месяцев (365 дней). В качестве страховой премии он уплатил 10 000 рублей. Ровно через 6 месяцев он продал автомобиль и решил вернуть часть средств. Калькуляция будет выглядеть так:

  • 10 000 × 0,77 = 7 700 рублей, столько стоит страховка на 365 дней за вычетом невозвратной части;
  • 7 700 / 365 = 21 рубль, во столько оценивается один день страховки ОСАГО;
  • 182 × 21 = 3 822 рубля, 6 месяцев — это приблизительно 182 дня, так выглядит итоговая сумма возврата.

Как действовать, если страховая отказывает в расторжении?

Легальных причин для отказа не так уж много. Страховая отказывает на законных основаниях, если в заявлении есть ошибки, предоставлен неполный пакет данных либо сведения умышленно искажены. Как вернуть деньги за страховку ОСАГО, если страховая отказала в расторжении полиса?

Порой страховщики отказывают по надуманным и малозначимым основаниям. Причин может быть несколько:

  • политика компании, призывающая к тотальной экономии (банальное нежелание возвращать деньги);
  • страховая истребует ПТС с отметками о переходе права собственности к новому владельцу;
  • страховщик не принимает документы по почте, боясь мошенников, которые могут представляться именем реального заявителя;
  • компания просто игнорирует заявление, пропуская все разумные сроки для предоставления ответа.

Все подобные требования и действия незаконны. Избежать отказа можно еще на этапе подачи заявления:

  • придите в офис страховой компании с двумя экземплярами заявления, один остается у заявителя, попросите менеджера поставить отметки о приеме и штамп для входящей корреспонденции;
  • если страховщик не принимает заявление, либо уже отказал вам, то требуйте обоснования в письменном виде за подписью руководителя филиала.

Подобные превентивные меры гарантированно заставят страховщика ответственно подойти к рассмотрению вашего заявления. Если отказ уже получен, то стоит обратиться в 2 инстанции — написать жалобы в Центробанк России и РСА. Заявление пишется в произвольной форме, также к нему прилагаются все копии документов. Страхователь должен предоставить исчерпывающие сведения о возникшем конфликте, тогда Центробанк РФ и Российский союз автостраховщиков смогут быстрее разобраться и решить вопрос.

Страхователь должен помнить, что по закону он может требовать уплату неустойки. Каждый день просрочки оценивается в 1 % от стоимости полиса. Общая сумма компенсации неустойки не может превышать размер уплаченной страховой премии. Основанием выплаты неустойки является незаконный отказ в возврате премии.