Уполномоченный по ОСАГО: кто это и зачем нужен?

Страховые компании очень внимательно изучают каждый страховой случай на предмет соблюдения условий ОСАГО, при которых возможна выплата по ДТП. В некоторых случаях получатель выплаты может не согласиться с выводами страховщика. В такой ситуации, прежде чем отправиться в суд, нужно обратиться к специальному лицу, который называется финансовый уполномоченный ОСАГО.

Кто такой финансовый уполномоченный ОСАГО?

Появление финансовых уполномоченных стало следствием появления закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», принятого в 2018 году. Главная задача, которая стоит перед финансовым уполномоченным, — рассмотрение жалоб потребителей финансовых услуг, предъявляемых к их исполнителям.

Поскольку ОСАГО предполагает оказание за плату страховых услуг, т. е. является финансовой услугой, страхователь, который считает, что его права нарушены, получает возможность обратиться с соответствующей жалобой к уполномоченному по ОСАГО. Правда есть тут небольшой нюанс. Потребителями финансовых услуг признаются только физические лица. А это значит, что все изложенные ниже сведения будут актуальными только для страхователя — физического лица.

Под термином «финансовый уполномоченный» (можно также встретить такое наименование, как омбудсмен, финансовый омбудсмен) подразумевается целая система, специальная служба, которая состоит из главного финансового уполномоченного, финуполномоченных в сфере отдельных услуг и вспомогательного персонала. Обязанности службы заключаются в рассмотрении в досудебном порядке возникшего между потребителем и исполнителем спора. Поэтому такое обращение является реальной возможностью разрешить спор достаточно быстро и без длительной судебной волокиты.

Обращение к омбудсмену является обязательным условием досудебного урегулирования спора. Только после такого обращения у потребителя, если он не согласен с решением омбудсмена или если решение не было вынесено, возникает право обратиться в суд. При этом потребитель должен будет представить доказательство обращения для досудебного урегулирования спора.

Какие споры рассматривает финансовый уполномоченный ОСАГО?

Право на обращение к финансовому уполномоченному по спорам ОСАГО появилось у страхователей с 01 июня 2019 года. Страхователи по ОСАГО вправе обратиться к финансовому омбудсмену по любой ситуации, когда страховая компания не выполняет перед ними свои обязательства, что выражается в следующем: отказ в страховых выплатах, уклонение от организации восстановительного ремонта авто, нарушение сроков выплат, несогласие с качеством проведенного ремонта, занижение суммы страховой выплаты, игнорирование требований страхователя, при возникновении иных споров.

При этом существует ряд условий, соблюдение которых необходимо для обращения в службу омбудсмена:

  • страховая компания, допустившая нарушение, на момент обращения включена в государственный реестр страховщиков и имеет действующую лицензию;
  • участниками спора выступают физическое лицо (потребитель услуг) и страховая компания (исполнитель);
  • наличие обращения в страховую компанию с заявлением по существу спора и факт получения ответа (или неполучения в установленный срок);
  • спор не рассматривается либо ранее не был рассмотрен финансовым уполномоченным, в судебном порядке, в ходе процедуры медиации, а также по существу спора между сторонами отсутствует какое-либо письменное соглашение о его урегулировании;
  • спор носит имущественный характер, касается оказания услуг для личных или бытовых нужд физического лица и не включает вопросы возмещения упущенной выгоды или компенсации морального вреда;
  • с момента обнаружения нарушения прошло менее трех лет.

Несмотря на то что финансовый уполномоченный рассматривает споры, по которым сумма требований составляет менее 500 000 рублей, на споры в рамках ОСАГО данное ограничение не распространяется.

Пожалуй, не будет большой ошибкой предположить, что многие страхователи рассматривают финансового уполномоченного как еще одну бюрократическую ступеньку на пути защиты своих нарушенных прав. Однако это не так.

Если говорить о конкретной помощи, которую может оказать уполномоченный по ОСАГО, то он вправе:

  • запросить у страховщика обоснование его действия или бездействия;
  • обязать страховщика представить все необходимые пояснения, документы, в том числе составляющие служебную, страховую, коммерческую тайну;
  • организовать проведение экспертизы относительно предмета спора.

Причем ответы на запросы омбудсмена являются обязательными для страховой компании. Таким образом, финансовый уполномоченный обладает гораздо более широкими возможностями по сравнению с рядовым страхователем, а потому может вынести объективное решение в кратчайшие сроки.

Как воспользоваться услугами финансового уполномоченного по ОСАГО?

Важным условием обращения к финомбудсмену является предварительное направление претензии страховщику, который должен дать ответ в срок:

  • 15 рабочих дней на обращение в электронном виде, составленное по форме, утвержденной финуполномоченным, если с момента нарушения прав страхователя прошло не более 180 дней;
  • 30 дней в иных случаях.

Если в указанные сроки ответ от страховщика не получен или полученный ответ не устраивает страхователя, он вправе обратиться к финансовому уполномоченному за помощью в разрешении спора. Для этого необходимо передать финомбудсмену соответствующее заявление одним из следующих способов:

  • лично в письменном виде;
  • почтой (119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3);
  • через МФЦ;
  • через интернет-сервисы (сайт службы финансового уполномоченного, «Госуслуги»).

К заявлению следует приложить все подтверждающие документы (страховой полис, протоколы и постановления по факту ДТП, переписку со страховой компанией, отчеты оценщиков при их наличии и т. п.).

Заявление должно содержать следующую информацию: сведения о страхователе, включая его контактные данные и почтовый адрес, и страховой компании, информация о существе спора, подтверждение направления страховщику претензии, дата заполнения и отправки обращения.

Для подачи заявления не требуется каких-либо юридических знаний. Система обращений на сайте finombudsman.ru проста и понятна:

  • авторизация на сайте (посредством получения СМС-пароля или через «Госуслуги»);
  • выбор предмета обращения (страхование, ОСАГО) и предмета спора;
  • указание размера требования;
  • пояснения по существу спора (вносятся в свободной форме);
  • указание информации о заявителе;
  • прикрепление набора документов;
  • подтверждение формирования обращения.

Для удобства пользователей предусмотрена видеоинструкция по подаче обращения. Также всегда можно обратиться к консультантам по бесплатному телефону 8 (800) 200-00-10.

При обращении к финомбудсмену не предусмотрено взимание со страхователей каких-либо платежей — госпошлин, сборов и т. п. То есть обращение абсолютно бесплатно. Однако если страхователь уступил право требования третьему лицу, то такое лицо при обращении к омбудсмену вносит плату за рассмотрение спора в сумме 15 000 рублей.

Рассмотрение заявления, как правило, проводится без присутствия сторон. Если имеется необходимость, стороны могут присутствовать очно или через сервис конференц-связи. Решение по обращению страхователя с жалобой на страховую компанию принимается в течение 15 рабочих дней. При этом срок отсчитывается со дня, следующего за днем получения обращения. В случае необходимости назначения экспертизы срок рассмотрения обращения может быть увеличен не более чем на 10 рабочих дней. В законную силу решение финуполномоченного вступает по истечении 10 рабочих дней после вынесения.

Таким образом, обратившись к финансовому уполномоченному, страхователь имеет возможность получить необходимое ему решение всего за 15–25 рабочих дней. При этом не стоит забывать, что любая из сторон — страховщик или страхователь — при несогласии с решением финансового уполномоченного, как и ранее, вправе для разрешения спора обратиться в суд.