Страхование ОСАГО для такси

Такси относится к категории легкового автотранспорта, на который необходимо оформлять страховку ОСАГО. Однако в силу определенных нюансов эксплуатации машины в сфере таксомоторных перевозок, страхование авто для такси имеет свои особенности.

Страховая компанияРейтинг надежностиСайтОбзор
ruA- Сайт Обзор
ruAAA Сайт Обзор
ruA+ Сайт Обзор
ruAA+ Сайт Обзор
ruAAA Сайт Обзор

Условия ОСАГО для такси

Пробег автотранспорта, используемого в коммерческих пассажирских перевозках, в разы выше, чем у среднестатистического личного транспортного средства. А это значит, что у такси риск попасть в ДТП существенно выше. По статистике страховщиков, риск аварий для личного транспорта составляет около 5 %, а для такси этот показатель находится на уровне 30 %. При этом количество таксистов, признанных виновными в ДТП, в 3 раза больше, чем водителей обычного транспорта. Соответственно, для компании-страховщика возрастают риски необходимости осуществления страховой выплаты в случаях, когда виновниками ДТП являются водители такси. При оформлении ОСАГО для такси страховые компании учитывают эти риски, поэтому стоимость страховки в данном случае будет существенно выше, чем у обычного авто.

О том, что машина используется в такси, в страховом полисе ставится соответствующая отметка в графе «Цель использования транспортного средства». И тут есть один важный момент. Поскольку при оформлении ОСАГО машину для осмотра предъявлять не обязательно, у отдельных водителей появляется соблазн сэкономить на страховке. А именно умолчать (или умышленно не поставить отметку) при оформлении полиса о том, что машина используется в такси, чтобы оплатить страховку по обычным тарифам.

Однако при этом стоит иметь в виду следующее. Если такси с обычной страховкой станет виновником ДТП, страховая может отказать в выплате. Или же произведет выплату пострадавшей стороне, однако впоследствии может подать в суд на виновного в ДТП водителя с требованием о компенсации выплаченной суммы. И не стоит тут надеяться на то, что в отсутствие «шашечек» или фирменных наклеек на машине страховщики не смогут доказать, что транспортное средство использовалось как такси. Так что такая экономия может в итоге привести к гораздо более серьезным затратам.

Стоимость страховки и отметка в полисе — не единственные отличия в страховке такси и обычного автомобиля. Немного отличается и набор документов. При оформлении страховки на такси, помимо стандартного набора документов (паспорт, документы на авто, водительские удостоверения, свидетельство о регистрации для юрлиц и предпринимателей), потребуется разрешение на перевозку пассажиров и диагностическая карта, подтверждающая прохождение технического осмотра (один раз в год для машин до 5 лет и один раз в полгода для машин от 5 лет и старше).

Остальные условия для такси остаются такими же, как и для обычного авто:

  • срок страхования 3–12 месяцев;
  • повышающие и понижающие коэффициенты;
  • ограниченное либо неограниченное количество водителей.

Некоторые страховщики требуют предоставить им транспортное средство для осмотра. Действительно, такое право у сотрудника страховой компании есть. Однако осмотр возможен только по соглашению с автовладельцем. А если такого соглашения нет, представитель страховщика должен самостоятельно провести осмотр по месту нахождения транспортного средства или выписать полис без проведения осмотра.

Что касается санкций за перевозку пассажиров в такси в отсутствие страховки, то их размер точно такой же, как и для остальных машин. Если полис был оформлен своевременно, но в машине его не оказалось, или в случае, когда за рулем находится не вписанный в полис водитель, штраф — 500 рублей. А если страховка ОСАГО вообще не была оформлена или срок действия полиса закончился, штраф составит 800 рублей. В данном случае закон не видит какой-либо разницы между обычным авто и такси. В зависимости от ситуации штраф может быть наложен как на водителя, так и на юридическое лицо, оказывающее услуги пассажирских перевозок.

Сколько стоит страховка на машину в такси?

Понижающие и повышающие коэффициенты, срок страхования и другие параметры не зависят от характера использования авто, поэтому не оказывают влияния на конечную стоимость полиса. Разница в стоимости в данном случае получается за счет базовых тарифов, которые для обычных автомобилей и для такси отличаются. Для транспортных средств физических лиц, используемых в личных целях, установленный законом коридор базового тарифа ОСАГО находится в диапазоне 2 224–5 980 рублей. А для автомобилей, используемых в такси, границы коридора базового тарифа составляют от 2 014 до 12 505 рублей. Это без учета региональных коэффициентов и прочих влияющих на стоимость страховки параметров.

Конечно, обращает на себя внимание тот факт, что минимальный базовый тариф для такси даже меньше, чем для личного транспорта. Однако использование базового тарифа внутри тарифного коридора передано полностью на усмотрение страховых компаний. С учетом того, что страхование такси для страховщиков является высокорисковым направлением деятельности, не стоит надеяться, что для расчета страховки такси за основу будет браться минимальный базовый тариф.

В результате получается, что, например, для г. Москвы страховка автомобиля физического лица, используемого для личных поездок, без учета повышающих и понижающих коэффициентов составляет около 13 000 рублей. А если в исходных условиях «личный автомобиль» заменить на «такси», то итоговая цифра составит около 22 000 рублей, что больше в 1,7 раз.

Окончательная стоимость страховки также зависит от места регистрации собственника, количества и стажа водителей, мощности авто, периода использования. Эти параметры рассчитываются в каждом конкретном случае в индивидуальном порядке.

В ситуации с такси следует ознакомиться с предложениями разных автостраховщиков, ведь страховые компании могут закладывать разную базовую ставку в рамках тарифного коридора. И если изучить несколько вариантов, можно узнать, как и где сделать страховку на такси дешевле.

Почему страховая может отказать в продаже ОСАГО в такси?

ОСАГО относится к числу обязательных страховок. Поэтому страховые компании, если у них имеется разрешение на заключение договоров ОСАГО, не имеют законных оснований в отказе от оформления полиса. А в случае отказа могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа. Однако на практике страховка авто такси в некоторых страховых компаниях весьма проблематична.

Как уже было отмечено вначале, страхование автомобиля для коммерческих перевозок пассажиров повышает для страховщика риск выплаты. Поэтому отдельные страховщики любыми способами пытаются уклониться или максимально затруднить ее приобретение. Варианты могут быть разные: оформление полиса только в офисе страховщика (далеко не у всех есть время на такую поездку), постоянные сбои на сайте страховщика при оформлении страховки онлайн, отсутствие чистых бланков полисов или отсутствие бланков полисов для такси (хотя такие в принципе законом не предусмотрены, все полисы ОСАГО имеют один стандартный вид), увеличение срока рассмотрения заявления до одного месяца, необходимость оформления дополнительных страховок (жизни, имущества) и другие ничем не обусловленные требования.

Тем, кто столкнулся с подобным уклонением страховой компании от оформления страховки ОСАГО, следует запомнить простой алгоритм действий:

  1. Необходимо написать заявление на имя руководителя страховой компании с требованием оформить полис ОСАГО.
  2. Сдать заявление в приемную или канцелярию страховщика с обязательным получением входящего номера. Если страховая под различными предлогами будет отказывать в принятии заявления, его необходимо отправить почтой на юридический адрес компании. Письмо должно быть заказным с уведомлением с описью вложения.
  3. В случае получения отказа в оформлении полиса или вообще отсутствия какой-либо реакции со стороны страховой компании, необходимо направлять жалобу на страховую компанию в Центральный банк или Российский союз автостраховщиков. Жалобу можно направить обычным письмом или через интернет-приемную на сайтах соответствующих организаций.