Что делать при наступлении страхового случая по ОСАГО?

Покупая ОСАГО, водитель защищает свою гражданскую ответственность перед третьими лицами. Полис не убережет от собственных виновных действий — помнить это нужно всегда. Что делать, если добросовестный водитель попал в ДТП и стал невиновной стороной? Ниже изложена полная инструкция, разъясняющая, что такое страховой случай по ОСАГО и как гарантированно получить выплату.

Как определить наступление страхового случая?

Сначала обратимся к федеральному закону № 40-ФЗ. Нормативный акт раскрывает понятие страхового случая. Под этим термином понимается наступление гражданской ответственности автолюбителя за причинение вреда имуществу, жизни или здоровью иных участников дорожного движения. При этом у страховщика возникает обязанность по компенсации вреда невиновной стороне.

На практике страховой случай — это происшествие на дороге, которое сопровождается наличием пострадавших людей и поврежденных транспортных средств. Страховой случай признается таковым при одном важном условии — виновник аварии должен обладать оформленным полисом ОСАГО.

Страховщик иногда может не признать случай страховым. Например, если дорожно-транспортное происшествие стало следствием определенных событий:

  • ДТП произошло в результате воздействия непреодолимой силы;
  • авария произошла преднамеренно, например в результате преступного деяния;
  • причиной стала война, воздействие радиации или природное бедствие;
  • происшествие на дороге возникло из-за массовых волнений и забастовок.

Статья 6 закона об ОСАГО содержит четкий перечень событий, которые не позволяют признать случай страховым:

  1. Сумма выходит за рамки страхового покрытия по ОСАГО. Превышающая часть взыскивается в судебном порядке.
  2. Лица пострадали по вине перевозчика (официальной организации).
  3. Порча старинных предметов, религиозных объектов.
  4. Автомобиль пострадал при погрузке или разгрузке.
  5. Водитель своими умышленными действиями повредил собственный транспорт или прицеп.
  6. Вред транспорту причинен наемным рабочим.
  7. Ущерб причинен рабочему персоналу в рабочее время.
  8. Транспорт вышел из строя из-за воздействия перевозимого груза.
  9. Причинение вреда окружающей среде.
  10. Автомобиль пострадал во время учебной езды или спортивных соревнований.
  11. Требуется возмещение морального вреда или упущенной выгоды.
  12. Лицо не было вписано в полис в качестве водителя.
  13. Автомобиль, причинивший вред, не был указан в договоре ОСАГО.

Инструкция при ДТП

Авария считается стрессовой ситуацией, поэтому не стоит расстраиваться и терять самообладание. Далее следуйте инструкции:

  1. Включите аварийную сигнализацию и установите аварийный знак, который предупредит других участников о возникшем ДТП.
  2. Если есть пострадавшие, то вызовите скорую помощь и полицию. Если пострадали только транспортные средства, то совместно со второй стороной оформите европротокол. Также можно вызвать аварийного комиссара или наряд ГИБДД.
  3. Зафиксируйте место аварии и состояние транспортных средств при помощи камеры мобильного телефона. Запишите данные очевидцев.
  4. Затем освободите проезжую часть. Совместно с другим участником заполните извещение о ДТП. Либо дождитесь окончания оформления сотрудниками ГИБДД.
  5. Передайте своему страховщику заполненное извещение в течение 5 дней.

Европротокол

Чтобы оформить ДТП по европротоколу, необходимо учесть следующие требования:

  • в аварии только два участника;
  • оба автомобиля застрахованы по ОСАГО;
  • между водителями нет разногласий;
  • жизни и здоровью людей не причинен вред;
  • сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей.

Упрощенное оформление подразумевает самостоятельное заполнение извещения на месте ДТП. Поэтому ждать сотрудников полиции не нужно. Водители заполняют простой шариковой ручкой бланк установленного образца. Заполнять все поля нужно внимательно, затем оба участника ставят собственноручные подписи.

Законодатели ввели условия по фиксации ДТП с помощью ГЛОНАСС и мобильного приложения. Поэтому лимиты по европротоколу будут следующими:

  • выплата 400 тысяч рублей — участники ДТП не имеют разногласий, заполнили извещение надлежащим образом, зафиксировали ДТП через мобильное приложение (либо при помощи системы ГЛОНАСС);
  • выплата 100 тысяч рублей — участники ДТП также учли все требования по технической фиксации и заполнили извещение, однако лимит выплаты будет снижен из-за наличия разногласий по обстоятельствам ДТП;
  • выплата 100 тысяч рублей — разногласия отсутствуют, извещение заполнено на бумаге, фиксация при помощи технических устройств не производилась.

Вызов ГИБДД

Сегодня незначительные аварии оформляются самостоятельно либо при помощи платных аварийных комиссаров. Их услуги обычно оплачиваются виновником аварии. Сотрудники ГИБДД оформляют далеко не каждую аварию. В дежурной части могут обоснованно отказать вам в выезде, поскольку в ГИБДД есть собственный внутренний регламент. Патруль гарантированно выедет к вам только в следующих случаях:

  • повреждения автомобиля носят тотальный характер (не подлежит восстановлению);
  • есть пострадавшие или погибшие;
  • ДТП произошло на трассе либо в отдаленном населенном пункте, если иные возможности по оформлению отсутствуют.

Если вам гарантированно нужна выплата по страховке, то оформление с участием ГИБДД должно пройти так:

  1. Участники аварии вызывают патруль при помощи номера 112.
  2. Сотрудники прибывают на место, производят осмотр и фиксацию повреждений.
  3. Устанавливается виновник аварии, участники дают объяснения. Могут быть привлечены свидетели.
  4. Сотрудник ГИБДД оформляет постановление по делу об административном правонарушении, виновник привлекается к ответственности. Копия документа на сегодня является единственным обязательным документом, выдаваемым ГИБДД.
  5. Если виновник был пьян, то также выдаются копии документов о прохождении принудительного медицинского освидетельствования.

Обычно в ГИБДД можно получить лишь копию постановления об административном наказании виновного, документ содержит все обстоятельства дела. Именно он и необходим для получения выплаты. Стоит учесть, что справка о ДТП отменена еще в 2017 году.

Как получить выплату по ОСАГО?

Страхователь может рассчитывать на выплаты по ОСАГО в следующем размере:

  • ущерб причинен только транспорту — 400 тысяч рублей;
  • ущерб жизни и здоровью — 500 тысяч каждому пострадавшему вне зависимости от их числа.

Потерпевший предъявляет требование о возмещении ущерба своему страховщику. Необходимо написать письменное заявление по установленной форме, приложить комплект документов и передать полный пакет сотрудникам страховой компании. Если комплект не полный, то сотрудник страховой уведомляет об этом в тот же день.

Также подать документы можно дистанционно — при помощи почты. Если страховщик получил не все документы, то об этом он направит уведомление в течение 3 дней. Обмен документами может происходить и в электронной форме — необходимо лишь получить согласие от представителя страховой компании.

Далее документы принимаются на рассмотрение. Пострадавшему выдается номер страхового дела, по которому можно проверить статус в любое удобное время. Срок выплаты по ОСАГО составляет 20 календарных дней, праздничные нерабочие дни в данный срок не включаются. В итоге страхователь получает выплату по указанным реквизитам либо мотивированный отказ.

Обжалование решения сначала производится в досудебном порядке, если результатов нет, то страхователь должен обратиться в суд. Если сумма выплаты не покрывает затраты на ремонт транспортного средства, то необходимо прибегнуть к услугам независимого эксперта.

Если страховая не спешит с выплатой, то страхователь имеет право на компенсацию. Каждый день просрочки обойдется страховщику в 0,5 % от общей суммы страхового возмещения. Заставить страховую компанию выполнять свои обязательства добросовестно может Центробанк. Закон прямо указывает следующее: страхователь вправе написать в Банк России мотивированную жалобу, если доводы найдут подтверждение, то страховой компании будет направлено предписание о необходимости исполнения обязанностей.