Отмена ОСАГО, запрет страховки авто: что в новостях правда, а что нет?

Вокруг ОСАГО всегда много мнений, споров, а также непроверенных новостей. В текущей статье расскажем о связи техосмотра и ОСАГО, последних изменениях и новшествах. Правда ли, что отменили страховку на авто? Об этом подробнее в нашем обзоре.

Отменили страховку на авто?

Часть требований для водителей действительно отменили. Теперь легковые автомобили физических лиц могут законно передвигаться по дорогам общего пользования без пройденного техосмотра. Однако так было не всегда. Проведем исторический экскурс и узнаем, как ОСАГО и технический осмотр были связаны ранее.

Уже в 2019 году государственные органы начали кардинально менять законодательство, регламентирующее техосмотр. В этом году были введены нововведения, вызвавшие шквал эмоций у водителей. Любителей тюнинга и газового оборудования начали направлять на экспертизы с целью получения разрешений на внесение изменений в конструкцию автомобиля. Для узаконивания ГБО и тюнинга автолюбители начали собирать целые пакеты документов. Лишь после этого владелец авто мог приобрести диагностическую карту законным путем.

Также в 2019 году действовали следующие требования и были введены некоторые новшества:

  1. Штраф для физических лиц за отсутствие техосмотра составлял 2 000 рублей, а для водителей грузовиков, автобусов и такси — 500–800 рублей, для них ввели норму о штрафе за повторное нарушение, который составлял уже 5 500 рублей. Альтернативой штрафу выступало лишение водителя права управления автомобилем сроком до 3 месяцев.
  2. Введена обязательная фотофиксация процесса техосмотра с занесением информации в ЕАИСТО (единую электронную базу).
  3. Диагностическая карта стала предоставляться в электронном виде, однако бумажный носитель также не был исключен.
  4. ОСАГО приобреталось только при наличии действующей диагностической карты.

В 2020 году законодательные акты о прохождении технического осмотра претерпели глобальные изменения. Явление пандемии коронавируса нарушило привычный ход жизни автолюбителей. В связи с этим на обязательное прохождение ТО был наложен мораторий. Это позволило сформировать современные нормы, которые действуют сегодня:

  • с 1 марта 2022 года технический осмотр официально признан необязательным для легковых авто и мотоциклов, которые принадлежат гражданским лицам и не используются в коммерческих целях (для остальных категорий ТС техосмотр все еще нужен, штраф прежний — 2 000 рублей);
  • если автомобиль остановлен на дороге и инспектором обнаружены неисправности, то он может быть направлен на принудительный техосмотр;
  • официально отменены регрессные требования — удивительно: если в 2020–2021 годах автомобиль попадал в ДТП, то с виновника могли взыскать компенсацию за ущерб в порядке регресса (получается, что необязательный ТО все же был обязательным);
  • полис ОСАГО теперь можно приобрести без диагностической карты на законных основаниях.

Итак, отмена техосмотра в 2022 году не означает отмену обязательного страхования ОСАГО. Сегодня к автолюбителям выдвигаются такие требования:

  • осуществлять поездки можно только при наличии полиса ОСАГО, штраф за отсутствие ОСАГО сохранен прежний — 800 рублей;
  • купить ОСАГО можно без диагностической карты, она понадобится лишь при осуществлении регистрационных действий (например, для постановки на учет), эксплуатировать авто можно без диагностической карты;
  • в случае ДТП у вас не запросят подтверждения проведения техосмотра — требование отменено, никто не в праве теперь предъявлять претензии в порядке регресса по этому основанию.

Стоит учитывать, что техосмотр отменен не навсегда. Закон содержит расплывчатую формулировку — приостановлен на неопределенный срок. Это означает, что законодатели могут вернуть обязательный технический осмотр в любой момент. А вот ОСАГО пока что действует в полном объеме.

Запрет на страхование авто

Под запретом на страхование подразумевается не окончательная отмена ОСАГО, а случаи, которые не позволяют автолюбителю купить полис обязательного страхования. Водитель может получить запрет на страхование авто как при электронном оформлении полиса, так и при покупке в офисе компании.

Запрет на Е-ОСАГО возникает при следующих обстоятельствах:

  1. Страхователь допустил ошибку при заполнении формы на сайте либо представил неполный пакет документов. Указание заведомо искаженных данных с целью снижения стоимости полиса также приведет к отказу.
  2. Технические проблемы, сбои, возникающие на сайте страховой компании. Сбои на серверах РСА также могут сделать покупку полиса недоступной.
  3. Ваш автомобиль невыгоден для страховой компании. Для клиента это будет выглядеть как технический сбой.
  4. Страховая не желает сотрудничать с автолюбителем из аварийного региона, поэтому система сделает видимость недоступности.

Обойти запрет виртуальной системы достаточно легко. При возникновении ошибок АИС РСА запустит сервис гарантированного предоставления ОСАГО. Страховщик вам будет назначен принудительно, однако подбор наиболее выгодного предложения будет недоступен. Доказать ухищрения страховых практически невозможно, поскольку все сводится к неисправностям виртуальной сети. Однако приобрести ОСАГО онлайн можно на любую машину, вопрос лишь в цене.

Лишить вас обязательного полиса ОСАГО могут и в офисе страховой компании. Обычно менеджеры используют такие уловки:

  1. Полис не продают автолюбителю, который владеет праворульным автомобилем. По статистике эти автомобили чаще попадают в аварии, поэтому невыгодны для страховых.
  2. Стоп-листы уходят в прошлое, но все же такие случаи регулярно возникают по всей стране. Автолюбители, часто попадающие в ДТП, либо рьяно отстаивающие свои права в судах, могут быть лишены возможности покупки ОСАГО по надуманным основаниям.
  3. Менеджер сообщает о технических сбоях или отсутствии бланков — правдивость этих оснований определить практически невозможно.
  4. Увеличение цены ОСАГО в офисе или навязывание дополнительных продуктов — подобные действия являются абсолютно незаконными.

Продажа полиса ОСАГО не право страховой, а ее обязанность. Прямой отказ в продаже необходимо зафиксировать на видео. Также следует попросить менеджера оформить отказ в письменной форме. Эти материалы незамедлительно стоит одновременно направить в органы прокуратуры, РСА и Центробанк России. За неправомерный отказ страховые регулярно получают шестизначные штрафы.

Новости ОСАГО на 2022 год

Актуальные новости ОСАГО позволяют нам узнать, отменили страховку на авто или нет. Пока что полис считается обязательным, однако ОСАГО ждут глобальные перемены:

  • Минцифры утверждает, что документ вскоре будет предоставляться в виде QR-кода;
  • страховщики как представители рынка страхования считают, что коридор базовой ставки необходимо расширить еще на 10 %;
  • уже сейчас возмещение в виде ремонта становится невыгодным — автозапчасти стали дороже, возникли очереди на СТО, средняя выплата также выросла, все эти расходы однозначно скажутся и на цене полиса;
  • лимит ОСАГО увеличится с 400 тысяч до 2 миллионов рублей;
  • страховые компании перестанут учитывать износ деталей, поскольку проще учитывать цену новой детали;
  • страховщики смогут проводить калькуляцию ущерба на основе стоимости неоригинальных деталей (дубликатов).

В 2022 году средняя стоимость ОСАГО составляет 5 500 рублей. Указанные реформы уже в ближайшее время поднимут цены на ОСАГО примерно на 48–50 %. Данные изменения учли повышение стоимости автомобилей. Действительно, люди все чаще используют дорогие автомобили, и текущая сумма возмещения (400 тысяч рублей) не отвечает современным условиям.

Автовладельцы готовы доплатить за адекватные условия, которые защитят автомобиль. Однако у реформ есть обратная сторона — ремонт с использованием неоригинальных деталей устроит не каждого. Дубликаты могут стоить в разы дешевле и ломаться сразу после установки. Такое обстоятельство сделает автомобиль менее безопасным, что подвергает автолюбителей реальным угрозам.